Ответ: Мотив установки и эксплуатация синтетического троса.
Синтетический, «кевларовый» трос используется на лебёдках внедорожников по вполне понятным причинам:
- Удобство в работе: трос лёгкий, плавает на воде, не царапает руки, легко сплетается.
- Более высокая прочность – новый синтетический трос аналогичного диаметра прочнее обычного стального, однако в процессе эксплуатации и износа прочность синтетики снижается быстрее.
- Экономия в весе, облегчение морды автомобиля на 10-15 кг
Несомненно синтетику можно использовать и как удлинитель лебёдочного троса, но как трос для выдёргивания автомобиля –никогда!
Лучше всего ставить синтетику на новую лебёдку. Большинство пользователей к синтетике приходят не сразу. Установка синтетики на видавшие виды лебёдку влечёт определенные трудности. Направляющие Ролики необходимо заменить на (новую) рамку или новые ролики. По хорошему, надо и барабан исцарапанный тросом менять или полировать. Вероятно, что и стяжки ограничивающие трос тоже исцарапаны и их так же необходимо заменить или отполировать. В противном случае заусенцы, задиры на металле и царапины будут мало-помалу сгрызать синтетический трос.
Ролики не рекомендуется использовать с синтетикой из-за опасности закусывания троса в углах роликов.
Какой длины и какого диаметра ставить синтетический трос.
Прежде всего стоит исходить из того какой длины и толщины «родной» трос на лебёдке. Длина на Warn традиционно 28 метров, на Come Up 9000 – 30. Толщина 8-9мм на более мощных лебёдках 10-12мм. То есть на лебёдки класса 6000-12000 ставим 30 метров сечением 8-12мм. Это классический вариант имеющий некоторые недостатки. Брать синтетику тоньше 8мм для использования на внедорожнике нет смысла. Лучше брать как можно толще: обойдётся дороже но ходить будет дольше. При одинаковой толщине троса синтетики входит на один и тот же барабан больше – она плющится. Кроме того заявленная производителем толщина почти всегда преувеличена на 0,5-1 мм (впрочем толщина синтетики менее стабильна и может «плясать» на 1мм). На девятитысячные Warn’ы и Come Up’ы (и подобные, «классические», лебёдки) ставят 30 метров 8-10 мм троса. На «двенадцатые» и «пятнадцатые» те же тридцать но уже 12-14мм.
Теперь о недостатках такого решения. Чем длиннее трос лебёдки тем меньше строк его службы - это внедорожная аксиома. Как правило в 90% случаев пользования лебёдкой трос разматывают не до конца, стало быть нижние витки находящиеся на барабане не используются но изнашиваются (трутся между верхними витками и барабаном). Да и нагрузка на лебёдку в этой ситуации выше. Кроме того верхние витки врезаются между нижними намотанными под меньшей нагрузкой ломаясь и перетираясь. А вот в качестве удлинителя синтетика прослужит долго.
Стало быть лучше взять 28 метров на барабан и там где нужно больше пользоваться удлинителем (удлинитель по любому не будет лишним).
Большинство продавцов могут отказать в продаже такова отрезка: «бухта 200 метров» или «трос уже разрезан на классические «тридцатки»… или ещё что… Выхода три: разместить предварительный заказ и ждать, либо накинуть к цене 0,5 – 1$ и Вам, скорее всего, уже не откажут, либо купить 60 метров.
Последний вариант неплох – 28-30 метров на лебёдку и 30 на удлинитель. Этот вариант хорош и тем что спустя некоторое время, до того как лебёдочный трос придет в негодность поменять его местами с удлинителем.
Как закрепить трос на барабане.
Наиболее просто это сделать на лебёдке Come Up 9000. Закрепляемый конец необходимо плотно замотать изолентой и, как стальной трос, затянуть фиксирующим винтом. В механических лебёдках вообще не требуется ничего изобретать – трос крепится так же как и стальной, в специальные зажимы. А для лебёдок Warn необходимо использовать электрическую клемму. Трос как электропровод заклёпывается внутрь клеммы и крепится за ушко к стандартному креплению на барабане. Для закрепления клеммы нужно использовать винт со сферической шляпкой, это предотвратит его выдавливание тросом при нагрузке и порчу троса об острые грани обычного винта. Кстати не стоит использовать винт длиннее толщины барабана (5-7мм)! Щека барабана крутится в плотную к корпусу и длинный винт будет пилить корпус или заклинит лебёдку.
Намотка троса и уход.
Трос всегда необходимо сматывать под нагрузкой, но в случае с синтетикой это требует большей тщательности. Первый раз трос нельзя взять и просто намотать натягивая руками. Этого не достаточно. Лучше всего смотать трос «отлебедившись» удерживая машину ручником. Смотанный без нагрузки трос очень мягок и в случае если уже по настоящему лебедиться размотав его не до конца, то натянутый виток врежется между нижних до самого барабан и извлечь его удастся только другой лебёдкой. Слабо намотанный и намоченный синтетический трос на морозе может стать причиной повреждения барабана лебёдки – его разопрёт. При натягивании троса и при смотке натянутого троса количество влаги в нем остаётся не существенное. А вот песок со временем набившийся между волокон троса необходимо вымывать. Опытные джиперы трос регулярно стирают или моют кёрхером.
Из всего вышесказанного очевидно что синтетика требует аккуратного и внимательно обращения.
Резюмируем - чтобы трос служил дольше необходимо:
- Использовать отполированный клюз (рамку)
- По возможности лебедиться по прямой, снижая трение троса о клюз
- Всегда туго сматывать трос
- Регулярно мыть трос
- Избегать контактов (трения) троса с шершавыми поверхностями (кора деревьев, камни и земля мало помалу разрушают структуру волокна).
|